http://national-mentalities.ru/west/medvedeva_a_nacionalnye_cherty_haraktera_i_otlichitelnye_osobennosti_italii_v_sravnenii_s_germaniej_i_franciej_v_vospriyatii_n_v/

Электронная база данных

Национальные менталитеты:

их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур

Под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-03-12003в)

Главная/Народы Запада/

Медведева А. Национальные черты характера и отличительные особенности Италии в сравнении с Германией и Францией в восприятии Н. В. Гоголя

Последним пунктом в данной главе будет сравнение некоторых национальных черт и связанных с ними обычаев, которые подмечал Гоголь, путешествуя по Италии, Франции и Германии. Эти факторы как нельзя лучше выявляют различия стран между собой и специфику каждой из них в отдельности, поэтому остаются неотъемлемой частью исследования.

В Италии Гоголь заметил такую черту национального характера, как леность (Гоголь, 1952c: 103). Впервые он столкнулся с ней в Риме, сказав, что итальянцы — «народ очень умный. Но лежат совершенно без всякого дела» (там же: 146). Вероятнее всего, такое влияние на население оказывал благоприятный климат, солнце, под лучами которого хочется отдыхать, а не заниматься делами. Гоголь считал, что на Руси люди чрезмерно ленивы, но побывав Неаполе, он отметил, что «итальянцев здесь совсем нельзя узнать; нужно прибегать к палке…» (там же: 167), чтобы добиться результата.

Влияние климата проявляется не только в лености итальянцев, но в любви к гуляниям. Летом, когда наступают самые жаркие дни, «в полдень почти все запирается, улицы пусты, в комнатах темно, все ставни закрыты. В семь часов вечера начинает двигаться народ. Вся ночь состоит из гуляний. Нередко, проснувшись в два часа ночи, слышишь на улице серенаду, и движенье не прекращается» (там же: 103). Такие ночные гуляния связаны с понижением температуры, что позволяет населению находиться на улицах и развлекаться, не оставаясь на солнцепеке, однако характер, который носят гуляния, глубоко итальянский, открытый.

Еще одной чертой характера итальянцев, которую отметил Гоголь, стало их обладание эстетическим чувством. Этот народ, по мнению Гоголя, одарен «невольным чувством понимать то, что понимается только пылкою природой, на которую холодный, расчетливый, меркантильный европейский ум не набросил своей узды». Гоголь восхищается вкусом итальянцев.

Николай Васильевич сам стремился изучить национальный характер итальянцев и для его выявления он предлагал перечитывать герои-комические поэмы. Следуя своему же совету, Гоголь определил, что итальянцам свойственен оригинальный юмор, который прослеживается в поэмах, о которых, к удивлению писателя, никто не говорит (Гоголь, 1952a: 143). Таким образом, можно сделать вывод, что среди итальянцев сложно встретить тщеславного человека, который бы «кичился» достояниями Италии и возвышал свой эстетический вкус, характер над иностранцами и другими народами.

Простодушие, которое характерно для жителей Италии, проявилось и в разговоре Гоголя, который он описал, с аббатом. Николай Васильевич имел поручение поклониться любому встретившемуся аббату, и когда он сделал очень вежливый поклон, то аббат был тронут и поклонился еще вежливее. Несмотря на свой сан, принадлежность к духовному миру, аббат не счел за сложность подойти к Гоголю и разговориться с ним. Во время беседы, как можно выявить из письма Гоголя, аббат держался, скорее, как приветливый человек, нежели как целомудренный церковный деятель. Он рассказал подробности своей жизни, поделился тем, что пишет стихи, и по итогам сложившегося разговора, Николай Васильевич сделал вывод, что аббат очень умен (там же: 145), тем не менее, он не выставлял на показ все свои знания и таланты.

Любопытство итальянского народа было подмечено Гоголем, когда он описывал римский карнавал, и такая черта была выявлена из привычки итальянцев наблюдать за всем происходящим на улицах из окошек собственных домов: «Это для них такое наслаждение, как сходить в театр; они смотрят, хоть даже по улице пройдет один только козел или осел» (там же: 161).

Как уже было упомянуто, Гоголь расценивал жизнь Италии как художественно-монастырскую, поскольку Рим был наполнен картинными галереями, произведениями живописи, искусства, а церковнослужителей, попов, монахов и аббатов в нем было столько же, сколько военных офицеров в Петербурге (там же: 177). Впрочем, если говорить об отличительных особенностях Италии, то Гоголя поражала такая вещь, как одежды священников и монахов. «Священники и аббаты в треугольных шляпах, во фраках, в черных чулках и башмаках», монахи же «одеваются, как женщины, особливо старушки: в темных и черных капотах, из-под которых видно исподнее белое платье, тоже женское. Сам папа очень похож на старуху. Если вы увидите его лицо на портрете, то подумаете, что это портрет женщины» (там же). А темный цвет одежды является признаком набожности, покорности божьей воли церковных представителей.

Николай Васильевич подмечал религиозность итальянского народа, проявлявшуюся не только в соблюдении норм ношения церковной одежды. В своем письме Гоголь обещал Балабиной, близкой подруге, с которой он часто переписывался во время пребывания за границей, помолиться за нее в Риме, и объяснял это тем, что «в одном только Риме молятся, в других местах показывают только вид, что молятся» (там же: 140).

Но интересно отношение жителей Рима к шикарному празднованию избрания кардиналов. Большой фейерверк, иллюминация, усеявшая Рим, смоляные бочки, расставленные по всем улицам (там же: 203). Торжество избрания двух кардиналов по своему масштабу затмевает день рождения Рима, однако аспект уважения к новому церковному деятелю никак не заботит горожан. Они, скорее, надсмехаются над кардиналом, сочиняя различного рода экспромты: «Богу угоден карнавал, но не угоден кардинал» (там же: 142). Эта меткая фраза напомнила Гоголю еще один экспромт по случаю запрещения карнавала папой в предшествующем году: «Вот так здорово! Пульчинелла запрещает карнавал!», причем Пульчинелла далеко не имя собственное, а насмешливое прозвище, которое папа получил по причине обладания большим носом (там же: 143). Обыкновенно, Пульчинелла — традиционный персонаж итальянской народной комедии (там же: 396). Таким образом, можно выявить сразу две национальные черты: первая — любовь итальянцев к праздникам, веселью, отдыху, проявляющаяся независимо от важности или же серьезности мероприятия, проводимого в честь торжества. Вторая характерная черта — остроумие итальянцев. Гоголя радует мгновенная реакция народа на происходящие вокруг них события, проявляющаяся в выпуске эпиграмм или появлении острот (там же: 142).

Вновь можно заметить, что Гоголь выделяет национальные немецкие черты и связанные с ними привычки, обычаи, контрастирующие с итальянскими. Приведя цитату Гоголя из письма 1838 года, можно выяснить отношение писателя к населению, а оттуда и выявить отличительные особенности: « Как, показались мне, гадки немцы после итальянцев, немцы со всею их мелкою честностью и эгоизмом» (там же). Таким образом из субъективной эмоциональной оценки можно выделить честность, характерную для немецкого населения, и индивидуализм, который Гоголь принял за эгоизм. Гоголь отмечал любовь немцев к ведению правильного образа жизни, замечая, что «люди правы во многом отношении» (Гоголь, 1952b: 328). Поскольку Гоголь выделил Италию из ряда европейских стран, то следующее наблюдение, характерная черта, подмеченная Гоголем может относиться как к Германии, так и к Франции. Рассказывая своему другу о графе Толстом, Николай Васильевич дал ему характеристику человека, который смотрит на вещи со здравой русской середины, а не с заносчивой европейской высоты (там же: 372). Таким образом, заносчивость, которая проявлялась в стремлении к совершенству, четкости, правильности, была характерна для жителя срединной Европы, что раздражало Гоголя.

Во Франции Гоголь охарактеризовал кондуктора, который не подождал пары минут, чтобы писатель вернулся за забытой вещью, как безжалостного (Гоголь, 1952a: 173). На самом деле, на основании данного описания можно говорить о пунктуальности французского народа, которые не готовы пойти на уступки, если требуется отступление от графика, от расписания. В Париже Гоголь встретился с населением, которое по своему составу было похоже на русское: среди французов автор видел своих помещиков, своих чиновников, офицеров, мужиков. Словом, вся православная Русь как будто предстала у него перед глазами. Такую схожесть характеров нельзя назвать положительной характеристикой Франции, так как считал петербургское общество сборищем просвещенных невежд, которых холодно трогает даже смерть выдающегося поэта (там же: 91). Но положительной чертой французского общества можно считать тот факт, что оно как нельзя лучше помогало Гоголю в написании «Мертвых душ».

Таким образом, подводя итоги второй главы исследования, можно сказать, что Гоголь ярко описывал различия внутренней, культурной жизни стран. Италия ему и этой стороны больше пришлась по душе. Размеренный ритм города, богатое культурное наследие, выраженное в галереях, произведениях живописи, искусства, встречающихся на каждом шагу, страсть к опере и шумные, звонкие празднования влюбляли Гоголя в Италию сильнее с каждым годом. Гоголя устраивала как стоимость проживания в Италии, так и свежая пища. Но что самое важное, что вдохновляло и подкупало писателя, было само население Италии с их простодушием и добротой, открытостью и леностью. Все эти качества ярче проявляются на фоне немецкой пунктуальности, извечной веселости и шума немецкий городов, проведение театральных постановок в Германии прямо на открытом воздухе. Когда каждый занят своим делом. Франция также выступает на контрасте с Италией в письмах Гоголя, предоставляя ему скудное питание, пунктуальность работников, политическую атмосферу города, когда каждый погружен в дела страны и нет времени на размышления о жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гоголь, Н. В. (1952a) Письма 1836–1841. Т. 11. Ленинград: изд. Академии наук СССР.

Гоголь, Н. В. (1952b) Письма 1842–1845. Т. 12. Ленинград: изд. Академии наук СССР.

Гоголь, Н. В. (1952c) Письма 1846–1847. Т. 13. Ленинград: изд. Академии наук СССР.

 

Версия для печати