Под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-03-12003в)

Главная/Новости сайта/

Обсуждение этнической проблематики на VII Российском философском конгрессе в Уфе

На VII Российском философском конгрессе, прошедшем в Уфе 7–10 октября 2015 года под названием «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений», особое внимание было уделено этнической проблематике. Участники нескольких секций и круглых столов под разными философскими углами рассматривали вопросы влияния феномена этничности на политические и социокультурные процессы в современном государстве.

Секция «Философская мысль Башкортостана», разместившаяся 8 октября в аудиториях Башкирского государственного медицинского университета, объединила исследователей, в чьих работах так или иначе упоминается историческое и литературно-философское наследие народов Приуралья, издревле населяющих этот обширный и уникальный регион России (большая часть докладов секции была посвящена изучению башкирского эпоса «Урал-батыр»). Исполнитель коллективного научно-исследовательского проекта «Электронная база данных "Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур"» доцент Э. В. Никитина (Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова) выступила с докладом «Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья», сопроводив его презентацией своей новой книги «Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья (татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев)» (Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. 200 с.).

По словам исследовательницы, в полиэтничных регионах Поволжья и Приуралья литература по этническим проблемам (этнической и религиозной толерантности, межэтнической коммуникации, культуре межэтнических отношений), по истории, культуре и психологии тюркских и финно-угорских народов — одна из самых востребованных в сфере социально-гуманитарных наук. Национальному вопросу, в том числе особенностям менталитета, пристальное внимание уделяется учёными всех этнических республик Российской Федерации. Изданы брошюры, солидные монографии философов и культурологов Р. Н. Безертинова, Р. Т. Фахрутдинова (Набережные Челны), Ю. А. Калиева, Г. М. Пурынычевой, В. С. Соловьева, А. В. Маслихина, Л. С. Тойдыбековой (Йошкар-Ола), Е. В. Мамедовой, Е. М. Махарова (Якутск), И. М. Вельм, Г. А. Корнишиной, А. Н. Петрова, Е. В. Поповой (Ижевск), Р. С. Хакимова, В. И. Курашова (Казань), З. Н. Рахматуллиной, Б. Х. Юлдашбаевой (Уфа), Н. И. Шутовой, Т. А. Волгаевой, И. В. Загородновой (Саранск), К. К. Васильевой, В. В. Мантатова (Улан-Удэ), Ч. К. Ламажаа (Тува) и др. В этих исследованиях нация осмысливается через познание особенностей народного характера, специфического миросозерцания и особой структуры традиционной ментальности.

В книге «Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья» предпринята попытка раскрыть специфику этноменталитетов татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев (порядок перечисления народов обусловлен градацией их по численности в Российской Федерации) в сравнительном анализе их коллективных представлений о мире и себе, традиционных ценностей, моральных принципов и стереотипов поведения. Основная цель исследования — обрисовать культурно-психологические портреты и выявить положительный потенциал менталитетов тюркских и финно-угорских народов при построении единой общероссийской гражданственности на территории бассейна реки Волга.

Статьи о менталитетах татар (глава 2), башкир (глава 3), чувашей (глава 4), мордвы (глава 5), удмуртов (глава 6) и марийцев (глава 7) подготовлены на основе научно-аналитических обзоров, выполненных автором в 2013–2014 годах в рамках коллективного научно-исследовательского проекта «Электронная база данных "Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур"» (под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша) для рубрики «Этнокультурное многообразие России», раздел «Этнопсихологические особенности народов России. Поволжье и Приуралье». При составлении обзоров были использованы как классические исследования, посвященные национальным особенностям тюрков и финно-угров, так и современные отечественные разработки в этой области знания. Их содержание подчинено общей идее проекта «Национальные менталитеты» — рассмотрению проблемы взаимодействия народов и культур в контексте формирования единой российской нации через описание этнического и культурного многообразия России.

Э. В Никитина заявила, что исследование изменений в этноменталитетах российских народов, вызванных глобализацией в сфере информации, экономики, культуры, образования, необходимо для адекватного истолкования феномена гражданственности в полиэтничном государстве. Поиск механизмов формирования общероссийской гражданственности должен вестись в области коррекции социокультурных качеств личности — через СМИ, школу, рекреационно-массовые мероприятия, способные влиять на ментальность этнополитического человека. И в этом процессе особой проработки требует феномен этничности, поскольку из социокультурных качеств личности именно этничность не поддается изменениям извне, не зависит от внутренних предпочтений и стремлений индивида и представляет собой единство природного и социального в человеке.

Насыщенной и плодотворной оказалась работа двух объединенных круглых столов «Философия этноса» и «Культура межнациональных отношений» (9 октября, Уфимский государственный авиационный технический университет). Ведущий мероприятия доктор философских наук, профессор Н. А. Беркович (Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики), открывая заседание, отметил, что в настоящее время в философии этноса должен превалировать системно-синтетический подход. При исследовании феномена этноса не нужно пытаться «втиснуться» в рамки только примордиализма, конструктивизма или инструментализма, необходима разработка новой этнометодологии, включающей в себя несколько парадигм. Наум Арьевич обозначил четыре из них: 1) этногеномная парадигма, 2) геннокультурная, 3) парадигма этничности (ценностно-культурная), 4) экзистенциальная (учитывающая процессы модернизации общества и т. п.).

Ссылаясь на опыт коллективного научно-исследовательского проекта «Электронная база данных "Национальные менталитеты: их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур"», доцент Э. В. Никитина (Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова) обозначила проблему феномена этничности в условиях информационного общества. Информационная революция второй половины ХХ века затронула многие аспекты человеческой жизни, и, естественно, изменила характер этнических процессов, происходящих в современном обществе. В отечественной социально-философской литературе 1990-х годов получила распространение концепция Е. Масуды, согласно которой информация не имеет национальных границ, поэтому глобальное информационное пространство в XXI веке утвердит дух глобализма в сознании людей.

Однако прогнозы об уменьшении влияния этнических ментальностей на развитие политической и экономической ситуации в мире и России не оправдались. В последние годы все чаще речь заходит об «этническом возрождении» и «этническом парадоксе современности», поднимаются вопросы усиления роли национализма и националистических установок в массовом сознании, положительном влиянии информационной революции на этническую культуру. Благодаря интернету расширились технические и творческие возможности этнически ориентированных СМИ — газет, журналов, теле- и радиоканалов, призванных распространять в обществе традиционные ценности, представления и идеалы в соотношении с мировыми ценностями.

По мнению Э. В. Никитиной, этнические процессы в глобальном информационном пространстве носят противоречивый характер — такой же противоречивый, как противоречива сама действительность. Виртуальная реальность — это отражение реальной действительности. Не нужно выискивать угрозу этничности в самом интернете, являющимся лишь высокотехничным средством передачи информации. Этнические проблемы напрямую связаны с реальными политическими, социокультурными и экономическими решениями, реализуемыми властью в каждом конкретном государстве.

В эпоху интернета этническая культура продолжает выполнять интегративную, коммуникативную, культурно-творческую и воспитательную функции, но в обновленных формах. Под воздействием информационной революции традиционные элементы культуры весьма успешно модернизируются, постепенно и неотступно проникают во «всемирную паутину» и демонстрируют немалый адаптационный потенциал к технологическим новшествам.