http://national-mentalities.ru/about/informaciya/

Электронная база данных

Национальные менталитеты:

их изучение в контексте глобализации и взаимодействия культур

Под редакцией проф. А. В. Павловской и канд. полит. наук Г. Ю. Канарша
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-03-12003в)

Главная/О проекте/

Информация

Проект направлен на создание электронной базы данных, посвященной изучению национальных и культурных особенностей крупных социальных общностей в контексте современных тенденций глобализации и взаимодействия культур. В базе данных будут представлены научные тексты и иная, имеющая непосредственное отношение к предмету, информация, касающаяся особенностей национальных менталитетов народов разных регионов мира, их проявления в различных сферах жизни общества (в экономике, политике, культуре, языке и т. д.).

Важное место в рамках работы по проекту отводится России, ее этническому и культурному многообразию, проблемам взаимодействия народов и культур в контексте формирования единой российской нации. В работе над проектом предполагается использование как классических исследований, посвященных национальным особенностям (в том числе, большого материала, посвященного изучению русского национального характера в отечественной философской мысли второй половины XIX — начала XX вв.), так и современных отечественных и зарубежных разработок в данной области.

Проект разрабатывается на базе сектора социальной философии Института философии РАН совместно с кафедрой региональных исследований и Центром по изучению взаимодействия культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова.

Реализация данного проекта позволит внести вклад в осмысление ряда фундаментальных и прикладных научных проблем. Прежде всего, это факт растущего взаимодействия и взаимовлияния культур в условиях глобализации, связанные с этим проблемы коммуникации между представителями различных народов (наций) и предотвращения возможных угроз (в первую очередь, международного терроризма). В этих условиях изучение национальных и культурных особенностей народов различных регионов мира приобретает первостепенное значение, поскольку дает ключ к более адекватному пониманию Другого, и, соответственно, выстраиванию правильных стратегий межнационального (межэтнического) взаимодействия. При этом «национальное» в данном контексте понимается участниками творческого коллектива как имеющее прежде всего культурно-политический смысл, тогда как «этническое» — как связанное в большей мере с природным началом (с этой точки зрения для того, чтобы быть носителем особенностей национального менталитета, не обязательно принадлежать к титульному этносу, но необходимо разделять ценности национальной культуры и идею гражданственности).

Сказанное в полной мере относится и к внутрироссийской ситуации, поскольку исторически Россия представляет собой сложный конгломерат народов (этносов), отношения между которыми не всегда были простыми. Сегодня, на фоне отмечаемых учеными процессов складывания новой российской нации, этот вопрос (межнациональные, межэтнические взаимодействия) особенно актуален, и как таковой требует самого внимательного отношения. В этой связи реализация проекта, посвященного изучению национальных менталитетов (в том числе, ряда этнических менталитетов народов России), как представляется, способна внести определенный вклад в осмысление данной проблематики, послужить одним из серьезных источников научной информации для специалистов в области межнациональных отношений.

Вторая проблема, в осмысление которой может быть внесен определенный вклад, — изучение влияния национальных особенностей на различные стороны жизни современного общества. В рамках социальной философии изучение «национальных характеров» становится сегодня ключевой темой при анализе специфики национальных моделей развития (Россия, Китай, Индия, Бразилия, другие страны). В частности, в работах ряда крупных зарубежных и отечественных ученых (прежде всего, С. Хантингтон, Ш. Айзенштадт, М. Крозье, в России — К. С. Гаджиев, В. Г. Федотова, В. Н. Шевченко, В. И. Спиридонова, Р. И. Соколова и др.) на конкретных примерах со всей убедительностью показано, что успешная модернизация не только невозможна без учета национальных особенностей, более того, предполагает их активное использование (опору на них) при выработке национальных стратегий развития. В этом отношении «качественное» (предполагающее приоритетное использование историко-культурного подхода) изучение национальных особенностей, их влияния на процессы социального развития, может послужить основой разработки концепции национальной модели модернизации (термин проф. В. Г. Федотовой) в специфически российских условиях.

Кроме того, реализация проекта может внести вклад в осмысление ряда специальных проблем теоретико-методологического характера, весьма остро стоящих сегодня в российском и мировом научном сообществах. К такого рода проблемам можно отнести все большее утверждение в отечественной гуманитарной науке (в разных ее областях) конструктивистских подходов (Э. Геллнер, Б. Андерсон и др.) в ущерб традиционно развиваемому в России примордиалистскому, или эссенциалистскому (С. М. Широкогоров, Ю. М. Бромлей и др.) взгляду на происхождение и развитие этносов (и возникающих на их основе национальных общностей). В связи с этим возникает определенный дисбаланс, связанный с формированием тенденции к несколько одностороннему (и достаточно политизированному) видению природы национального и этнического. Поэтому одной из задач данного проекта видится попытка, в изучаемом аспекте, исследовать возможность объективистского (или эссенциалистского) взгляда, наряду с социальным конструктивизмом. Исследование национальных особенностей в заданном ключе, как имеющих естественно-историческое (а не только социально-конструктивистское) объяснение, позволит до определенной степени прояснить статус умеренного эссенциализма как научной методологии, не потерявшей свое значение и сегодня (и в какой-то мере больше отвечающей особенностям российской истории и российского менталитета).

Еще одна проблема, которая получит осмысление в рамках данного проекта, это прикладной анализ и описание непосредственно национально-психологических особенностей. В настоящее время в научном сообществе (в частности, в рамках академической социологии) наметилась тенденция отхода от традиционного «качественного» анализа изучаемого предмета, основанного на тщательной проработке значительного историко-культурного материала и «включенном» наблюдении. Вместо этого в исследовательской работе (в частности, при анализе специфики российского менталитета) используются методики западных специалистов по межкультурной коммуникации, предлагающие весьма упрощенный подход к исследованию (например, методика голландского автора Г. Хофстеда). Думается, что подобное (хотя и не лишенное определенного практического смысла) редуцированное описание национального менталитета в значительной мере снижает уровень проводимых исследований, в частности, не позволяет глубинно понимать и описывать суть изучаемых явлений (что всегда было свойственно именно отечественной исследовательской традиции). В рамках данного проекта видится возможность частичного преодоления этой тенденции (тенденции к сугубо формализованному анализу национально-психологических особенностей).

Сферой использования проекта является область научных исследований сектора социальной философии Института философии РАН, других секторов и подразделений отдела социальной и политической философии ИФРАН, институтов Российской академии наук и вузов, с которыми сектор осуществляет непосредственное сотрудничество (Институт экономики РАН, Институт социологии РАН, кафедра региональных исследований и Центр изучения взаимодействия культур ф-та иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета, Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, кафедры философии, культурологии и политологии; социальной и этнической психологии МосГУ и др.). Кроме того, большое значение результаты данного проекта могут иметь для институций, представляющих науку российских регионов (в частности, национальных регионов Приуралья, Поволжья, Центральной Азии, других), в которых проблема межэтнических отношений стоит весьма остро.

Приоритетный круг пользователей проекта могут составить академические ученые в области социально-гуманитарных наук, вузовские преподаватели (особенно факультетов и кафедр философии, политологии, культурологии, регионалистики, социальной и этнической психологии, иностранных языков и др.), студенты, обучающиеся по специальностям «философия», «политология», «культурология», «регионоведение», «иностранные языки», «психология», аспиранты. 

Версия для печати